Эмоциональность на работе: как правильно себя вести?
Почти два века назад Пушкин дал емкую и точную характеристику людям: лед и пламень. С небольшими отклонениями человечество именно так и делится по своему эмоциональному складу. До сих пор нет единой оценки: с кем лучше общаться – с откровенным холериком или стопроцентным флегматиком? Истина где-то посередине. Другими словами, человека без эмоций просто не может быть. Главное, чтобы он знал, как управлять эмоциями.
Современный ритм жизни часто отодвигает на задний план такт и выдержку. Если в офисе или школе, больнице, да где угодно, коллектив «щедр» на эмоциональных сотрудников, вспышки необузданного, а главное – по пустякам, гнева повторяются с завидной регулярностью. Некомфортно всем: и тем, кто в эпицентре скандала, и тем, кто вынужден находиться в одном кабинете с бурно выясняющими отношение коллегами.
Но ничуть не лучше весь рабочий день провести в компании с отъявленным молчуном, рядом с которым чувство несуществующей вины в той или иной степени одолевает всех, кто его окружает.
Все дело в эмоциях. Они же, в свою очередь, зависят не столько от менталитета, сколько от воспитания и самовоспитания.
Если жить по правилу, что унижать другого нельзя, отпадает львиная доля негативных эмоций. А случись испытать чувство унижения, которое никогда не бывает заслуженным, надо, во что бы то ни стало, знать, как управлять своими эмоциями. Инстинктивная реакция: адекватно ответить. Вот этого как раз и не стоит делать. Ответ будет гораздо достойнее, если проигнорировать издевку. И хотя это невероятно трудно, надо учиться быть выше хама, даже если он босс. Тут очень тонкая грань: не проглотить обиду, введя в заблуждение шефа и своих коллег, что, дескать, начальству не перечат, а откровенно поговорить с ним с глазу на глаз, выясняя, что конкретно его так вывело из себя. В абсолютном большинстве случаев эффект будет положительный – шеф сделает соответствующий вывод. Так сдержанная эмоционально реакция несправедливо обиженного и униженного срикошетит на все дозволенную эмоциональность начальника.
Один прикладной совет на эту тему: после унижающей тирады в ваш адрес попробуйте уединиться где-нибудь в таком месте, чтобы несколько раз со всей силы швырнуть на землю, например, дырокол или ножницы. Звук, полученный от броска, обязательно поможет сохранить самообладание. И это уже точно достоинство. Не заметить его ваши коллеги и шеф просто не смогут. А достоинство дорого стоит.