Как правильно вести себя с подчиненными
Быть эффективным руководителем – целое искусство. При работе бывают ситуации, когда даже самый ответственный и исполнительный сотрудник допускает ошибку, порой даже самую грубейшую. Задача руководителя – исправить ситуацию, да еще при этом не задеть самолюбие сотрудника, чтобы не уменьшить его эффективность в работе, а также сохранить свой авторитет руководителя. Порой управление подчиненными мужчинами осуществляет женщина-руководитель, тогда критические или даже конфликтные ситуации – это испытание не только ваших управленческих, но и дипломатических способностей. Выйти с честью из подобной ситуации женщине всегда поможет интуиция, здравый смысл и правила конструктивной критики.
Если уж вам приходиться критиковать действия своих подчиненных, вы должны помнить, что любое критичное высказывание должно сочетаться с похвалой позитивных моментов обсуждаемого события. Тут поможет так называемая «техника сэндвича», осуществляется по такой схеме: хвалим позитивное действие или качество подчиненного, критикуем сложившуюся ситуацию, совместно с подчиненным ищем пути решения, а затем опять упоминаем о чем-то позитивном в человеке или его предыдущих заслугах.
Итак, основные правила конструктивной критики подчиненных таковы:
- · критикуйте событие, действие, сам проступок, а не человека, его допустившего;
- · критикуйте один на один. Никогда не допускайте критики одного подчиненного в присутствии другого;
- · критикуйте сразу после произошедшего события. Не накапливайте критику в себе, через неделю или даже день событие наполнится ненужными деталями и эмоциями;
- · создавайте впечатление при критике, что допущенную ошибку легко исправить;
- · умейте остановиться. Не переборщите с критикой, это негативно влияет на психологический климат в коллективе;
- · давайте возможность оправдаться. Не отвергайте категорично мнения других;
- · предлагайте варианты решения выхода из сложившейся ситуации;
- · сохраняйте спокойствие. Излишние эмоции мешают принятию конструктивных решений;
- · критикуйте конкретные события и поступки, никогда не критикуйте в общих чертах, так теряется суть критики;
- · принимайте критику в свой адрес. Каждый человек может ошибаться, позвольте своим подчиненным критиковать вас.
Самое главное правило конструктивной критики – не критикуйте постоянно! Если руководитель критикует каждое действие подчиненных, это становится привычкой, и никто больше не воспринимает критику всерьез.